-
Мастер-класс
| - В гостях
Квартира из рюкзака
архитектора Светланы Нестерушкиной
Московский доходный дом начала XX века, типичная история: до революции – просторные квартиры внаем, после – коммуналки. И вот, спустя сто лет стечение обстоятельств: далекая африканская страна, опасная болезнь – и в старом доме появился новый жилец и началась новая жизнь.
- Видеосюжет
-
-
Светлана Нестерушкина, архитектор: «Когда я первый раз увидела
этот подъезд, сразу влюбилась. Единственное, везде висели провода,
люминесцентные лампы, которые били в глаза. И я понимала, что хочетсякак-то
выявить его красоту, потому что для Москвы это достаточно редкое
пространство».Под впечатлением от роскошной лестницы и больших окон
родилась идея необычных стеновых панелей.Панели откручиваются, обеспечивая доступ к необходимым
узлам, а по вечерам еще и освещают пространство. Сначала Светлана
Нестерушкина преобразила один этаж, а потом убедила соседей изменить все
три.Светлана – архитектор и дизайнер украшений. В этом районе
она подыскивала помещение подшоу-рум, а нашла квартиру для жизни.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Риелтор, когда помогал мне
оформлять эту сделку, сказал про эту квартиру, что она неликвидная гнилушка.
Потому что деревянные перекрытия – это стразу минус. Лифта нет – тоже минус.
Всё были сплошные минусы. Для меня же это была жемчужина, находка. Потому что в
Москве сложно найти такие пространства с историей».Светлане понравились высота потолков – 3,65 – и
самобытная, надежная, трогательно неровная кирпичная кладка. А главное, целых
семь окон на 64 квадратных метра!Светлана Нестерушкина, архитектор: «Это на самом деле люкс. Я
считаю, что это люкс. Поэтому для меня принципиальной идеей было открыть в
квартире своего рода анфиладу, чтобы был вот этот воздух и в пространстве
циркулировала энергия».Прихожая со скрытыми местами хранения плавно перетекает в
гостиную, онаже – шоу-рум. Светлана делает украшения из невероятных
материалов – семян экзотических растений, рыбьих позвонков, сделанных вручную
бусин самых причудливых форм.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Началось всё с того, что у
меня есть близкаяподруга-архитектор, с которой мы путешествуем. Мы ездили в
Иран, в Йемен, в Африку,в Юго-Восточную Азию. И мы добрались до Мали – это
Западная Африка. И пока мы ехали, я находила очень много бусин, которые меня
завораживали, потому что я такое видела в музеях».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Но кончилось наше путешествие
на краю пустыни, в Тимбукту. Я заболела там малярией. Там я проболела 4 дня, а
подруга за мной ухаживала. Это был постоялый двор без электричества, без воды.
И после этого, несмотря на то, что у меня были планы изначально поехать в Чили
поработать архитектором,из-за состояния здоровья, потому что после малярии
нужно длительное и сложное восстановление, я осела в Африке и начала потихоньку
разбирать свой рюкзак с этими бусинами».Бусины стали собираться в браслеты и ожерелья, а
конструктивные и архитектурные принципы на удивление оказались применимы и к
украшениям.Какое-то время Светлана еще жила на два континента, но в один
прекрасный момент ей надоело таскать с собой неподъемный чемодан с
инструментами и захотелось своего пространства.Светлана Нестерушкина, архитектор: «И мне хотелось, чтобы
пространство было очень чистым, светлым, где ничего не отвлекает от украшений,
где чувствуешь спокойствие. Где нет суеты, большого количества
предметов».Желание исполнилось. В квартире светло, чисто и
просторно.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Например, я всегда мечтала об
окне в пол. Но такой возможности не было. Поэтому я сделала пол в окно. И
дальше очень логично родилась идея, что под подиумом, собственно, находится
кровать и много разных хранилищ. Потому что идея минимализма, чистого
пространства подразумевает, что грамотно организуется хранение. То есть для
всего должно быть свое место».Днем посидеть и полежать можно на диванчике и в гамаке,
который Светлана привезла из путешествий.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Еще на стадии проектирования я
уже знала, что мне нужно найти место для гамака».Рядом
– качели-трансформер . Разбираешь, подкладываешь под
спину подушку и смотришь кино: вместо экрана – белая стена.На ночь из подиума выдвигается кровать – вытолкнуть ее
помогает сильный магнит. Когда закрываются высокиедвери-перегородки,
получается уютное приватное пространство.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Я не хотела терять в
гардеробной места на проход. Обычно шкафы слева и справа, а посередине –
коридор. Поэтому идея была сделать такие выкатные шкафы, чтобы использовать и
средний сегмент, который обычно уходит под проход, под коридор».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Все шкафы выкатываются
полностью. То есть у меня изначально была идея, что там будет место для йоги,
еще одна комната. Так что у гардероба есть опция полностью освободиться от
шкафов и там будет комната».Видимых ручек нет – шкафы легко выдвигаются, стоит
отодвинуть одну деревянную плашку и потянуть за край другой.
Светлана Нестерушкина, архитектор: «На самом деле каждый
квадратный сантиметр потребовал много работы, чтобы все аккуратно состыковалось
под прямым углом, чтобы были чистые линии. Так что за «пустым» пространством,
где всё аккуратненько, стоит много невидимой работы».Действительно, здесь нет одного готового предмета мебели –
Светлана спроектировала буквально все.Светлана Нестерушкина, архитектор: «В квартире была достаточно
необычная планировка – была узкая кухня и узкий санузел с двумя окнами. А мне
очень важно было организовать мастерскую, поэтому пространство кухни я отдала
под мастерскую, а уже санузел разделила на небольшую кухню и небольшой
санузел».Чувствуется, что это – самое любимое место в доме.
Продуманные мобильные системы хранения – все под рукой – и верстаки разных
размеров под разные нужды.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Я часто использую в украшениях
для замков эбеновое дерево. Оно очень твердое, с красивым насыщенным черным
цветом. Оно непростое в обработке, но это достаточно редкая древесина.
Африканцы часто имитируют эбеновое дерево, делают скульптуру из простого и
дальше намазывают гуталином. Так что если вдруг вы едете в Африку, всегда
проверяйте качество дерева – для этого нужно всегда соскоблить верхний
слой».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Отсюда у меня выезжает мой
столик уже для финальной сборки украшения, потому что для хорошего освещения
важно, чтобы он стоял у окна, но при этом нужна возможность его при
необходимости укатить, чтобы он не перегораживал окно».Здесь собираются вместе матовые шарики из
бутылочного стекла и трубочки, которые вручную чеканят туареги. Под рукой –
секретные чертежи оригинальных замков – это одна из самых сложных и дорогих
частей украшения.Напротив окна – стена сокровищ и вдохновения, увешанная
бусинами, позвонками рыб, змей, семенами и прочим невообразимым богатством.
Стеллаж варили на месте – он повторяет контуры ниши.Светлана Нестерушкина, архитектор: «И после того, как ребята
сварили каркас, уже столяр работал с ящичками. И здесь даже все детальки
сделаны очень аккуратно. Соединяются стенки ящика методом ласточкина хвоста –
это более трудоемкий процесс».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Наверху книги. Здесь можно
использовать вот этот короб как ступеньку, чтобы подняться и достать нижние два
ряда».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Это дверь из африканской
хижины, которая сделана из единого куска дерева. Когда я ее увидела, я в нее
влюбилась, поэтому хотела расположить дома как музейный экспонат. Другое дело,
что это дверь, которая ведет в санузел. Она откатывается. И здесь расположен
санузел».Санузел – апофеоз минимализма и любви хозяйки дома к чистым
пространствам: в шкафчики спрятано абсолютно все. Столешница и раковина –
максимально узкие, вместо полотенцесушителя – штанга над радиатором. Зато
высокий поддон душевой кабины превращается в купель с подсветкой – можно
наполнить и принимать ванну, даже ступенька есть для удобства.А это – та самая подруга Оля, с которой Светлана
путешествовала. Вернулись с прогулки и муж с ребенком – малыш появился на свет
уже после окончания ремонта. Но сразу становится ясно, что и для шумной
компании пространства вполне достаточно – маленький Гриша развлекается
исследованием лабиринта диванных подушек, а у встроенной гардеробной
обнаруживается еще одна очень приятная функция.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Я решила использовать
пространство над гардеробом для полатей. То есть это гостевое спальное место.
Но по глубине ниша всего полтора метра. Поэтому нужно былокак-то решить, как
расположить двухметровое спальное место. Поэтому пришла идея сделать откидную
часть».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Лестница прячется в гардеробе.
При ее создании нужно было учесть массу факторов. Лестница должна закатываться
в нишу, при этом проходить под светильником, поднимать на определённую высоту и
при этом быть частью системы хранения – на лестнице есть полки, где можно
что-то хранить».Поднявшись наверх, остается разложить матрас, включить
светильник – и получается действительно уютное и удобное место – посидеть,
полежать, поболтать, почитать книгу.Светлана Нестерушкина, архитектор: «Иногда, когда
какое-нибудь общее мероприятие, очень здорово, когда все вместе общаются.
Кто-то здесь сидит наверху,кто-то внизу. Общаться очень здорово».
С большой компанией друзей можно посидеть и за столом в
гостиной – он, кстати, довольно интересный – с толстыми ножками и
тонкой столешницей из дубовых кубиков. Но поговорить с лучшей подругой можно и
на кухне. Она хоть и маленькая, но функциональная – с выдвижной столешницей и
даже подножкой.Подоконники во всей квартире низкие, дубовые, специально
сделаны таким образом, чтобы их можно было использовать для сиденья. Кстати,
даже посуду для этой квартиры Светлана лепила сама. А столовые приборы
напоминают о путешествиях. Высоких горах, бурных реках, диких пляжах и самых
разных людях.Ольга: «Часто в поездках в одном такси с нами оказывались самые
разные попутчики. Ты садишься, а рядом с тобой сидят женщины мусульманские. И
поначалу думаешь, что наверно сейчас никто не будет тебе рад. В этот момент, я
помню, женщина сидела, у нее в платке лежал лаваш. И она прямо в дороге его
развернула и стала угощать меня хлебом. То есть люди стараются поделиться своим
теплом».Светлана Нестерушкина, архитектор: «И зачастую чем меньше у людей
есть, тем щедрее они. Тем большим они готовы с тобой делиться. Такие
впечатления невозможно нигде ни прочитать, ни посмотреть. Это можно только
пережить, с этим встретиться. И прям видно, что люди во всем мире очень
одинаковые. Что все одинаково стремятся к теплу и любви, независимо от культуры
и богатства».Светлана Нестерушкина, архитектор: «Спасибо поездкам,
во-первых,
ты учишься жить из рюкзака. У тебя есть 12−тилитровый рюкзак. Чем меньше туда
наложишь вещей, тем тебе легче будет существовать. Потому что ты его тащишь на
себе. Соответственно, ты понимаешь, что тебе нужно меньше всего. Этот принцип я
вообще считаю очень важным в жизни. Потому что сейчас мы все зарастаем вещами.
Мы очень много сейчас покупаем того, что не нужно. Мы меняем вещи каждый год. А
с рюкзаком ты понимаешь, что тебе достаточно трех маек, двух пар штанов.
Конечно, я не смогу сейчас всё запаковать в рюкзак и пойти. Но вот эта идея,
что нужно меньше всего иметь, для меня очень важна и близка».
-