Без рубрики

Как устроена реставрация

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Как устроена реставрация

Ищем разгадки семейной реликвии героев переделки «Вилла в спальне» – картины с портретом незнакомки. Внимаем экспертам и реставраторам.

  • Видеосюжет
    •  

      Здание, в котором находится Всероссийский художественный
      научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря – памятник
      конструктивизма конца 20−х годов прошлого века. Его первоначальное назначение –
      ангар для аэродинамических испытаний. Работы, которые ведутся там сегодня, не
      менее масштабные и впечатляющие.

       

       

      Например, над таким редким музейным экспонатом, как
      живописное полотно поэта Владимира Маяковского. Или над баталическим полотном
      «Пленение Шамиля», которое принадлежит кисти Франца Рубо – автора панорамы
      «Бородинская битва». По иронии судьбы этот шедевр знаменитого баталиста и сам
      стал участником боевых действий. Грозненский музей, где хранилась картина, был
      разрушен и разграблен во время Чеченской войны.

       

       

      «Полотно очень сильно пострадало. Но основные повреждения появились
      после того, как его пытались нелегально вывезти за границу. Реставрационные
      работы займут как минимум три года. Музейная реставрация предполагает тонировку
      методом пуантели – собирать фрагменты воедино и восстанавливать утраты будут
      небольшие точечки, которые в результате дадут возможность целостного восприятия
      картины».

       

       

      На возрождающиеся шедевры можно смотреть бесконечно. Но
      больше других интересна судьба картины – семейной реликвии наших героев.
      Полотно изучает эксперт, а над рамой трудится реставратор.

       

       

      Анна Рудольфовна, эксперт:

       

      «На картине изображена Мария Магдалина перед распятием. Произведение
      явно восходит к итальянским образцам и напоминает произведения Гвидо Рени –
      итальянского художника конца XVI – первой половины XVII века. Но его работы
      копировались и интерпретировались на протяжении XVII, XVIII и XIX
      веков.

       

      Работа вторичная, несмотря на собственную выразительность и красоту.
      Главным вопросом остается время создания. Картина написана на медной пластине,
      и очевидно использование прокатного, но пока еще не совершенного станка при ее
      создании. При этом довольно ровные края не позволяют относить ее к XVII
      веку.

       

      Для более точной датировки ее необходимо изучить в микроскоп,
      исследовать грунт и красочные пасты. На это потребуется не меньше месяца. При
      недостатке времени на помощь приходит экспресс-экспертиза с помощью
      ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Они позволят сделать
      предварительные выводы».

       

       

      Пока проходит экспресс-экспертиза картины, посмотрим, что
      происходит с рамой.

       

      Александр, реставратор:

       

      «Делаем раме инъекции красоты, которые укрепляют ее левкас – грунт,
      являющийся основой для золоченого покрытия и лепных элементов. В процессе жизни
      рамы дерево усыхает и левкас отходит от основы. По состоянию дерева видно, что
      рама прожила долгую жизнь. На ней имеются подписи. Раньше рама явно была
      длиннее, позже ее запиливали для размера под картину и дополняли небольшими
      реечками, которые держатся на гвоздях. Большие щели даже не дали возможности ее
      склеить. Мы укрепим, склеим и удалим гвозди, если это получиться сделать, не
      повредив левкас».

       

       

      Реставрационные работы над рамой соседствуют с роскошным
      экземпляром, ожидающим своего реставрационного часа – шкафа для Оружейного
      клуба из Тульского музея с подставками под ружья и фигурами собак. Скорее
      всего, они были вырезаны по реальным прототипам. Для восстановления подобного
      шкафа потребуется больше года работ.

       

       

      Направляемся за результатами экспресс-экспертизы.

       

       

      Анна Рудольфовна, эксперт:

       

      «Предварительно картину можно датировать XVIII веком. В ходе экспертизы
      на обороте открылась интересная информация – рукописная надпись из трех строк.
      Она требует расшифровки, а этот процесс очень небыстрый».

       

       

      Ждем результатов расшифровки, а картину с
      отреставрированной рамой делаем главным акцентом в новом интерьере!

       

      Редакция выражает благодарность за помощь в проведении
      съемок Всероссийскому
      художественному научно-реставрационному центру имени
      академика И.Э. Грабаря.

       

.