-
Мастер-класс
| - В гостях
Квартира с видом на Тверскую
Интерьер Игоря Литуринского
Именно о таких домах Сергей Михалков написал бессмертное: «А из нашего окна площадь Красная видна». Правда, в этой квартире она видна лишь с балкона, зато из окон открывается потрясающий вид на Тверскую улицу во всем ее столичном лоске.
- Видеосюжет
-
-
Все смешалось в доме Мироновых, когда дизайнер Игорь
Литуринский предложил свой проект переделки их квартиры. Шок вызвало намерение
Игоря расположить гостиную и кухню окнами в относительно тихий двор. А спальню
и детскую перенести в часть квартиры, выходящую на шумную улицу. Здесь нужно
отметить, что это не просто шумная улица, а главная улица Москвы, начинающаяся
от Кремля.Сам дом был построен в стиле советского монументального
классицизма в рамках расширения и преображения Тверской.В конце 30−х старые дома, мешавшие проекту, сносились, а
самые ценные – передвигались. Вот один такой – выглядывающий из арки доходный
домСаввино-Сторожевского монастыря. Сказочный теремок с элементами барокко и
модерна. В 1938 году его основание укрепили гигантской металлической рамой,
пробили фундамент, уложили под него рельсы и катки.Тянули дом мощные лебедки. Рассказ об этом неизменно
вызывает восторг слушателей во время пешеходных экскурсий по Тверской.Экскурсовод: «Все, что было в доме, все работало. К канализации и
водопроводу были подтянуты шланги, и люди могли спокойно жить, пока их дом едет
куда-то вглубь Тверской улицы».Если уж удалось сделать перестановку на целой улице, то почему бы
кардинально не переделать отдельно взятую квартиру? Для начала Игорь решил
объединить прихожую, гостиную и кухню в анфиладу.Игорь Литуринский: «Когда Ольга меня познакомила с квартирой, мы
зашли и я сразу уперся в такую глухую стену. Дальше пути не было, был только
длинный извивающийся коридор. И в голове промелькнула моментальная мысль –
даешь бой коридорной системе, бой коммунальной нарезке комнат. Давайте пустим в
квартиру воздух, пустим правильные пропорции, и пусть вместо стены появятся
шикарные портальные двери».Справа, где раньше начинался коридор, устроили вместительную гардеробную с такими же парадными дверьми. Торжественности интерьеру добавили карнизы с лепниной цвета френч грей (англ. – французский серый). Хозяйку оттенок поначалу смутил, но дизайнер развеял сомнения.
Ольга – потомственный врач, кардиолог, у нее обширная
библиотека специальной литературы, и вообще она читает много и с удовольствием.
Поэтому три стены гостиной заняли встроенные шкафы. И на этот раз пришел черед
удивляться Игорю – Ольга не захотела закрывать их дверцами.Игорь Литуринский: «Я был шокирован. Говорю, как не будем
закрывать? Это же пыль, и все люди борются с пылью.По-моему, Ольга
единственная не борется. Как вы вообще справляетесь с пылью?».Ольга: «Есть современные пылесосы с насадками. И потом,
это удобно, когда книгами пользуешься и они не стоят как элемент интерьера.
Кроме того, мне нравится иногда переставить книги с места на место – получается
своего рода перестановка в интерьере».В интерьере кухни снова столкнулись желания Ольги и предложения
Игоря. Она хотела функциональности, большой варочной панели и
лаконичных фасадов. Он – веселья и уюта. В итоге рабочая зона отдаленно
напоминает операционную. А обеденная – симпатичное кафе.Игорь Литуринский:
«Все-таки это Тверская, такое модное место со
множеством переулков, где расположена череда кафе и ресторанчиков. И здесь у
нас получилось свое частное кафе, решенноечуть-чуть не по условиям частной
квартиры. Это такой намек и на общественный интерьер, и на гостеприимность
Ольги».Игорь Литуринский: «Коровы тоже появились не случайно. Кухня – это
эмоции, так что день нужно начинать с положительных эмоций, которыми как раз и
будут заряжать эти замечательные животные».Племенных коров и быков Игорь нашел в старой энциклопедии
животноводства и перенес на фреску. Ольга была против этого стада, но в
качестве альтернативы дизайнер ловко предложил несколько вариантов с
несуразными цветочками, и Ольга сдалась. О чем совершенно не жалеет. Как и о
том, что согласилась поставить высокие стулья вместо обычных.
Ольга: «Как правильно сказал Игорь, дети растут и со временем они
приспособятся. Так и вышло, и теперь, когда к нам приходят даже маленькие дети,
младше моей дочки, им здесь очень удобно».Игорь Литуринский: «Дети – это маленькие взрослые, они должны жить
нашей жизнью в нашем масштабе. Мы не должны им создавать игрушечные кухни,
игрушечные домики. Мы не успеем оглянуться, как они уже вырастут, но при этом
они привыкнут жить в нашем масштабе. А наш масштаб – он комфортный».
Достоинства анфиладной системы полностью
раскрываются во время вечеринок. Гости спокойно курсируют из кухни в
гостиную, а спальня и детская остаются закрытыми.Ольга: «Я очень благодарна Игорю за идею разделить общественное и частное пространство, потому что гости всегда могут продолжить веселье и радость, а хозяева в любой момент могут уединиться и уйти поспать, отдохнуть».
В детской становится понятно, как прав был дизайнер. Вместо
скучного двора за окном – целый мир, наблюдать за которым ребенку никогда не
надоедает. Благодаря продуманной системе вентиляции здесь комфортная
атмосфера.Мебель и картины сюда Ольга подбирала сама, вовлекая
в процесс дочку Иру. Она, кстати, поет и с чувством читает Бальмонта, что не
удивительно, учитывая размеры маминой библиотеки.Спальня Ольги – через стенку. Размеры комнаты позволили
отрезать от нее кусок под гардеробную. И все равно осталось место для большой
кровати с балдахином. Плюс тут есть совершенно отдельное счастье – маленький
балкон с роскошным видом.Ольга: «Хоть Тверская улица достаточно шумная, к этому
быстро привыкаешь. Летом очень приятно, можно выйти на балкон. Посидеть,
посмотреть на проезжающие машины, проходящих людей,на какой-то ритм жизни
города, хоть и шумного».Изголовье обито мягкими панелями – и уютно, и
дополнительная звукоизоляция. В текстиле Игорь использовал разные оттенки
фиолетового. Этот же цвет он применил и в отделке санузла.Игорь Литуринский: «Ольга, конечно, была также против: как это
могут быть обои бумажные в санузле? Но мы ведь здесь не принимаем душ, и ничего
тут страшного не происходит. Тем более покрытие это очень интересное – такие
будто бы стеклянные шарики, которые словно бисером вышиты на этой стене.
Изображение на обоях, которое вызывает большое удивление у всех гостей – такие
модные шляпы конца 40−х годов. Глядя на них, так и представляется модный
человек, который идет по Тверской в полосатом костюме в такой широкополой
шляпе».Но самое большое удивление гости испытывают, когда заходят
сюда. Это и есть тот самый коридор, что так не понравился Игорю вначале. Идею
отдать под темную кладовку квадратные метры в самом центре Москвы он
темпераментно назвал преступной, вот и появился кабинет, который можно
использовать как гостевую комнату.Игорь Литуринский: «При этом здесь сделана
приточно-вытяжная
вентиляция. Поэтому с доступом воздуха, с комфортным ощущением здесь всё
хорошо».Игорь Литуринский: «Стеклянные двери позволяют нам расширить
совершено узкое, меньше метра, пространство – плюс, конечно, глубина шкафа.
Затем идет неглубокий секретер с принтером и книгами. И самое интересное– с зеркалом и капитонами на стенах – такая
кровать-альковкомната-купе и
напоминание о Восточном экспрессе».В этом интерьере нет остромодных решений, зато множество
тщательно продуманных нюансов. Взять хотя бы стулья – во всех комнатах они
одинаковой формы. Обивка разная, но рисунки и оттенки – перекликаются. Когда в
гостиной разбирается стол для гостей, стулья составляют гармоничный
ансамбль.Игорь Литуринский: «Мне кажется, это такой секрет, наверное,
каждого практикующегодизайнера-архитектора, как и практикующего
врача-кардиолога, кем является Ольга. При этом у нас к врачам огромное доверие,
а если приходит архитектор, то это обязательнокакой-то враг, который тебе все
разрушит, все ужасно обставит и сделает во вред. Но мы ведь приходим к врачам
за каким-то рецептом, за здоровой жизнью. Так и я, на самом деле, пришел только
для этогои все-таки настоял, что я не враг, я тот же врач со своими
дизайнерскими советами, своими рецептами, и я думаю, что Ольга совершенно об
этом не жалеет».Ольга: «Это действительно
по-настоящему удобное
пространство, где комфортно существовать и жить каждый день».P.S. 7 января 2017 года после продолжительной болезни
ушел из жизни Игорь Литуринский. Эта
съемка стала его последней работой с командой «Квартирного вопроса». Мы
сохраним самые лучшие воспоминания о работе с ним и о нем самом.
-