Без рубрики

Экскурсия в Строгановку с Кириллом и Еленой Чебурашкиными

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Экскурсия в Строгановку

с Кириллом и Еленой Чебурашкиными

Прогуливаясь по коридорам Строгановки, кого только не встретишь – античных богов, великих писателей, известных живописцев и… популярных дизайнеров! Экскурсию на кафедру «Дизайн мебели» отечественной кузницы дизайнерских кадров проведет ее заведующий Кирилл Чебурашкин.

  • Видеосюжет
    •  

      Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой «Дизайн мебели»,
      сейчас при исполнении – обкатывает опытный образец. А заодно развлекает младшую
      дочь Женю.

       

       

      Жена Елена тоже здесь, она – правая рука «кафедрала».
      Супруги сами окончили Строгановскую Академию, а потом, как это часто случается
      с ее выпускниками, вернулись преподавать.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Было очень интересно, классно… Здесь и общение
      со студентами, и возможность создавать проекты, которые на работе ты не можешь
      создать – более смелые, более эпатажные».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Строгановка – это такой удивительный
      заповедник. На входе словно стоит крупный фильтр, так что здесь нет плохих
      людей. У нас если человек пришел, он настроен на создание чего-то прекрасного и
      у него нет агрессии, нет хамства. Мы это очень ценим. Я бы сказал, что здесь
      какой-то идеальный мир».

       

       

      Студенты тоже чувствуют себя на кафедре как
      дома
      . Атмосфера здесь дружелюбная и камерная. На курсе всего 15−20
      человек. Аудитории по-настоящему
      творческие и модные. Все участники
      так или иначе прикладывают к этому руку. Ну а процесс обучения – всегда веселый
      и неформальный.

       

       

      Даже такая серьезная штука, как выбор научного руководителя
      для диплома, у Чебурашкиных легко превращается в спектакль. Все просто. В
      каждом воздушном шарике – по фамилии. Выбрал, лопнул, получил
      преподавателя.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Вы знаете, в современном дизайне много вообще
      игрового момента. Ни одного архитектора, дизайнера без чувства юмора мы не
      знаем. Все знаменитые люди всегда иронично относятся к жизни, это залог успеха
      в этой профессии. Люди без чувства юмора у нас не приживаются, даже если
      приходят».

       

       

      Вместе с юмором приветствуются фантазия и здоровый
      прагматизм. На кафедре давно перестали сколачивать табуретки ради самих
      табуреток.

       

       

      Елена Чебурашкина: «У нас 90% заданий связаны с реальными
      производителями, у которых есть реальные потребности. И когда студент получает
      ТЗ, он получает не просто техническое задание на имя предмета, к примеру,
      табуретки, стула, барной стойки. А он получает очень много дополнительных
      вводных, из чего состоит ТЗ. И делает это для кого-то, кому это действительно
      нужно».

       

       

      Мебельные прототипы для дипломов и выставок теперь
      рождаются прямо на кафедре. Несколько лет назад Чебурашкины отстроили новую
      учебную мастерскую. Благодаря высоким пятиметровым потолкам 60 квадратных
      метров им удалось превратить почти в 140.

       

       

      Из обстановки, которую, естественно, делали сами, тоже выжали
      максимум
      . В лестничном пролете обустроили хранилище для крепежа.
      Деревянные верстаки снабдили мобильными мусорными контейнерами.

       

       

      За встроенными шкафами спрятали раздевалку для мастеров,
      которые помогают студентам.

       

      Елена Чебурашкина: «Здесь хранится их одежда. Здесь всяческие
      лозунги и рекомендации, как работать. Здесь душевая, где мастера могут
      переодеться и помыться. Для нас важно, чтобы мастерам в мастерской было хорошо,
      чтобы им было здесь приятно находиться, чтобы они чувствовали себя
      комфортно».

       

       

      Материалы для отделки и мебели выбирались простые,
      но выразительные.  От ОСБ-плит и фанеры сюрпризов, как обычно, ждать
      не пришлось, а вот с ручками вышла история.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Студент приехал, говорит, я был на распродаже,
      гаечные ключи по 5 рублей. Ну и мы купили этих гаечных ключей. А потом
      потратили тысяч десять на сверла, которые тупились о каленую сталь.
      Но всё-таки, раз уже начали, доделали».

       

       

      Инсталляция с инструментами на стене одновременно
      служит симпатичным декором и помогает поддерживать порядок – по ней сразу
      видно, чего не хватает. Работать в мастерской может сразу большая группа
      студентов. Для этого все верстаки поставили на колеса.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Верстаки можно выдвинуть в центр мастерской,
      можно задвинуть назад. Сзади есть фотофон. Когда мы предмет доделываем, мы его
      фотографируем».

       

       

      После фотосессий и выставок удачные экземпляры переезжают в
      шоурум
      по соседству. Он неизменно пользуется популярностью у
      экскурсантов – абитуриентов и просто ценителей предметного дизайна.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Это табуретка-неваляшка, студенческий проект
      Полины Малютиной, студентки второго курса. Идея в том, что мы сидим и у нас три
      точки опоры – ноги и собственно пятая точка. Мы можем менять положение, а когда
      встаем, табурет сохранит свою устойчивостью. Ну и конечно, здесь такой элемент
      студенческого юмора, 190 лет выдержки – Строгановке в этом году 190
      лет».

       

       

      А эта автопарта – дипломная работа Арсения Луткова
      сначала задумывалась для взрослых творческих пространств. Но в серию так и не
      пошла. Тогда ее уменьшили, чтобы предложить детям, которые готовятся к
      школе.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Здесь растет как столешница, так и сиденье с
      полутора до семи лет возраста ребенка. Когда ребенок заходит, он может
      столешницу наклонить. Тут же вставляется стаканчик – здесь может быть вода,
      чтобы красками рисовать, или карандаши. И самое главное, что эта парта занимает
      места столько же, сколько занимает обычный стол и стул. И при этом создает
      ощущение личного пространства, что очень важно в детских садах, где дети
      находятся по 8 часов и должны радоваться общению друг с другом».

       

       

      По части детской мебели Кирилл и Лена вообще настоящие
      эксперты
      . Сначала своим двум
      дочерям и сыну на 7 квадратных метрах создали занимательный «вертикальный»
      мир.

       

       

      А пару лет назад замахнулись на глобальную реконструкцию
      70−метровой группы типового детского сада. Благодаря их хитроумным
      трансформерам воспитатели избавились от необходимости штабелировать и
      передвигать тяжелые кровати, а дети заполучили все пространство в свое
      распоряжение».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Это модульный подиум, под который закатывается
      сдвоенный модуль кроваток. И этот подиум может друг за другом тиражироваться. И
      кроватки тоже собираются в длинный поезд. Таким образом, 100 % площади детского
      садика после того, как мы убрали эти кроватки, и после сна используется для
      игры, для развития. И возникает зонирование». 

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Если мы залезаем наверх, то здесь у нас уже
      игровая история, связанная с развитием, с едой. Так как возникает перепад с
      уровнем, возникает вопрос безопасности, следовательно, появляются перила. А раз
      появляются перила, есть повод разместить на них развивающие элементы».

       

       

      За этот проект Чебурашкины даже получили президентскую
      премию
      в области искусства и мастерства. Своих студентов они тоже
      всячески продвигают. К примеру, престижная международная
      выставка
      молодых дизайнеров Salone Satellite без строгановцев никогда
      не обходится.

       

       

      В разное время здесь успешно «засветились» Арсений Лубков
      со своим мобильным рабочим местом, Семен Лавданский – с креслом-хребтом,
      Александра Федотова – с мебелью для ванных комнат, Татьяна Репина – с офисной
      мини-кухней, светильниками-колбами и декоративными панелями из хвойных
      иголок.

       

       

      Татьяна Репина: «Хвою просто сжигают на лесозаготовках на
      лесопилках, я ее взяла, забрала и сделала такой биоразлагаемый материал. Также
      этот материал можно использовать не только в мебели, но и в виде отделочного
      материала, как акустические панели. И у этого материала очень много
      возможностей в зависимости от связующего».

       

       

      В прошлом – студенты, а теперь уже состоявшиеся предметные
      дизайнеры Таня Репина и Семен Лавданский в альма-матер частенько заглядывают.
      На других посмотреть, себя показать. 

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Мы стараемся эти отношения поддерживать и
      дальше. И это к взаимному удовольствию и пользе, потому что мы в каком-то
      смысле выступаем как агентство. К нам обращаются производители в поисках
      кадров. Ребята, которые по какой-то причине остались без работы, говорят нам: я
      свободен. И таким образом нам удается обеспечить эту коммуникацию. И нам
      кажется, в задачи образовательного учреждения это тоже входит. Ну и просто
      по-человечески это очень приятно».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «У нас уже мои ученики преподают и уже на
      подходе их ученики, которых мы присмотрели – мы вообще присматриваем
      лучших. И таким образом происходит обновление педагогического коллектива. Нам
      кажется, в этом тоже залог плавучести нашего дела». 

       

.