-
Мастер-класс
| - В гостях
Экскурсия в Строгановку
с Кириллом и Еленой Чебурашкиными
Прогуливаясь по коридорам Строгановки, кого только не встретишь – античных богов, великих писателей, известных живописцев и… популярных дизайнеров! Экскурсию на кафедру «Дизайн мебели» отечественной кузницы дизайнерских кадров проведет ее заведующий Кирилл Чебурашкин.
- Видеосюжет
-
-
Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой «Дизайн мебели»,
сейчас при исполнении – обкатывает опытный образец. А заодно развлекает младшую
дочь Женю.Жена Елена тоже здесь, она – правая рука «кафедрала».
Супруги сами окончили Строгановскую Академию, а потом, как это часто случается
с ее выпускниками, вернулись преподавать.Елена Чебурашкина: «Было очень интересно, классно… Здесь и общение
со студентами, и возможность создавать проекты, которые на работе ты не можешь
создать – более смелые, более эпатажные».Кирилл Чебурашкин: «Строгановка – это такой удивительный
заповедник. На входе словно стоит крупный фильтр, так что здесь нет плохих
людей. У нас если человек пришел, он настроен на созданиечего-то прекрасного и
у него нет агрессии, нет хамства. Мы это очень ценим. Я бы сказал, что здесь
какой-то идеальный мир».Студенты тоже чувствуют себя на кафедре как
дома. Атмосфера здесь дружелюбная и камерная. На курсе всего15−20 творческие и модные. Все участники
человек. Аудитории по-настоящему
так или иначе прикладывают к этому руку. Ну а процесс обучения – всегда веселый
и неформальный.Даже такая серьезная штука, как выбор научного руководителя
для диплома, у Чебурашкиных легко превращается в спектакль. Все просто. В
каждом воздушном шарике – по фамилии. Выбрал, лопнул, получил
преподавателя.Кирилл Чебурашкин: «Вы знаете, в современном дизайне много вообще
игрового момента. Ни одного архитектора, дизайнера без чувства юмора мы не
знаем. Все знаменитые люди всегда иронично относятся к жизни, это залог успеха
в этой профессии. Люди без чувства юмора у нас не приживаются, даже если
приходят».Вместе с юмором приветствуются фантазия и здоровый
прагматизм. На кафедре давно перестали сколачивать табуретки ради самих
табуреток.Елена Чебурашкина: «У нас 90% заданий связаны с реальными
производителями, у которых есть реальные потребности. И когда студент получает
ТЗ, он получает не просто техническое задание на имя предмета, к примеру,
табуретки, стула, барной стойки. А он получает очень много дополнительных
вводных, из чего состоит ТЗ. И делает это длякого-то, кому это действительно
нужно».Мебельные прототипы для дипломов и выставок теперь
рождаются прямо на кафедре. Несколько лет назад Чебурашкины отстроили новую
учебную мастерскую. Благодаря высоким пятиметровым потолкам 60 квадратных
метров им удалось превратить почти в 140.Из обстановки, которую, естественно, делали сами, тоже выжали
максимум. В лестничном пролете обустроили хранилище для крепежа.
Деревянные верстаки снабдили мобильными мусорными контейнерами.За встроенными шкафами спрятали раздевалку для мастеров,
которые помогают студентам.Елена Чебурашкина: «Здесь хранится их одежда. Здесь всяческие
лозунги и рекомендации, как работать. Здесь душевая, где мастера могут
переодеться и помыться. Для нас важно, чтобы мастерам в мастерской было хорошо,
чтобы им было здесь приятно находиться, чтобы они чувствовали себя
комфортно».Материалы для отделки и мебели выбирались простые,
но выразительные. ОтОСБ-плит и фанеры сюрпризов, как обычно, ждать
не пришлось, а вот с ручками вышла история.Елена Чебурашкина: «Студент приехал, говорит, я был на распродаже,
гаечные ключи по 5 рублей. Ну и мы купили этих гаечных ключей. А потом
потратили тысяч десять на сверла, которые тупились о каленую сталь.
Но всё-таки, раз уже начали, доделали».Инсталляция с инструментами на стене одновременно
служит симпатичным декором и помогает поддерживать порядок – по ней сразу
видно, чего не хватает. Работать в мастерской может сразу большая группа
студентов. Для этого все верстаки поставили на колеса.Елена Чебурашкина: «Верстаки можно выдвинуть в центр мастерской,
можно задвинуть назад. Сзади есть фотофон. Когда мы предмет доделываем, мы его
фотографируем».После фотосессий и выставок удачные экземпляры переезжают в
шоурум по соседству. Он неизменно пользуется популярностью у
экскурсантов – абитуриентов и просто ценителей предметного дизайна.Кирилл Чебурашкин: «Это
табуретка-неваляшка, студенческий проект
Полины Малютиной, студентки второго курса. Идея в том, что мы сидим и у нас три
точки опоры – ноги и собственно пятая точка. Мы можем менять положение, а когда
встаем, табурет сохранит свою устойчивостью. Ну и конечно, здесь такой элемент
студенческого юмора, 190 лет выдержки – Строгановке в этом году 190
лет».А эта автопарта – дипломная работа Арсения Луткова –
сначала задумывалась для взрослых творческих пространств. Но в серию так и не
пошла. Тогда ее уменьшили, чтобы предложить детям, которые готовятся к
школе.Кирилл Чебурашкин: «Здесь растет как столешница, так и сиденье с
полутора до семи лет возраста ребенка. Когда ребенок заходит, он может
столешницу наклонить. Тут же вставляется стаканчик – здесь может быть вода,
чтобы красками рисовать, или карандаши. И самое главное, что эта парта занимает
места столько же, сколько занимает обычный стол и стул. И при этом создает
ощущение личного пространства, что очень важно в детских садах, где дети
находятся по 8 часов и должны радоваться общению друг с другом».По части детской мебели Кирилл и Лена вообще настоящие
эксперты. Сначала своим двум
дочерям и сыну на 7 квадратных метрах создали занимательный «вертикальный»
мир.А пару лет назад замахнулись на глобальную реконструкцию
70−метровой группы типового детского сада. Благодаря их хитроумным
трансформерам воспитатели избавились от необходимости штабелировать и
передвигать тяжелые кровати, а дети заполучили все пространство в свое
распоряжение».Кирилл Чебурашкин: «Это модульный подиум, под который закатывается
сдвоенный модуль кроваток. И этот подиум может друг за другом тиражироваться. И
кроватки тоже собираются в длинный поезд. Таким образом, 100 % площади детского
садика после того, как мы убрали эти кроватки, и после сна используется для
игры, для развития. И возникает зонирование».Кирилл Чебурашкин: «Если мы залезаем наверх, то здесь у нас уже
игровая история, связанная с развитием, с едой. Так как возникает перепад с
уровнем, возникает вопрос безопасности, следовательно, появляются перила. А раз
появляются перила, есть повод разместить на них развивающие элементы».За этот проект Чебурашкины даже получили президентскую
премию в области искусства и мастерства. Своих студентов они тоже
всячески продвигают. К примеру, престижная международная
выставка
молодых дизайнеров Salone Satellite без строгановцев никогда
не обходится.В разное время здесь успешно «засветились» Арсений Лубков
со своим мобильным рабочим местом, Семен Лавданский– с креслом-хребтом,
Александра Федотова – с мебелью для ванных комнат, Татьяна Репина – с офисной
мини-кухней, светильниками-колбами и декоративными панелями из хвойных
иголок.Татьяна Репина: «Хвою просто сжигают на лесозаготовках на
лесопилках, я ее взяла, забрала и сделала такой биоразлагаемый материал. Также
этот материал можно использовать не только в мебели, но и в виде отделочного
материала, как акустические панели. И у этого материала очень много
возможностей в зависимости от связующего».В прошлом – студенты, а теперь уже состоявшиеся предметные
дизайнеры Таня Репина и Семен Лавданскийв альма-матер частенько заглядывают.
На других посмотреть, себя показать.Кирилл Чебурашкин: «Мы стараемся эти отношения поддерживать и
дальше. И это к взаимному удовольствию и пользе, потому чтомы в каком-то
смысле выступаем как агентство. К нам обращаются производители в поисках
кадров. Ребята, которыепо какой-то причине остались без работы, говорят нам: я
свободен. И таким образом нам удается обеспечить эту коммуникацию. И нам
кажется, в задачи образовательного учреждения это тоже входит. Ну и просто
по-человечески это очень приятно».Кирилл Чебурашкин: «У нас уже мои ученики преподают и уже на
подходе их ученики, которых мы присмотрели – мы вообще присматриваем
лучших. И таким образом происходит обновление педагогического коллектива. Нам
кажется, в этом тоже залог плавучести нашего дела».
-