Без рубрики

Квартира в духе советского авангарда

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Квартира в духе советского авангарда

Вид из окон стал решающим, сокрушительным аргументом. «Надо брать!» – подумал наш герой и получил ключи от квартиры, поделенной на коммунальные клетушки.

    • По профессии Константин Гудков – врач, занимается
      клиническими исследования в фармацевтической компании. А еще увлекается
      историей, архитектурой и дизайном. Поэтому его и привлекло здание, построенное
      в 1931 году архитектором В.К. Кильдешевым в стиле конструктивизма. Выяснилось,
      что дома эпохи авангарда сильно недооценены.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Потому что все боятся низкого качества строительства и деревянных
      перекрытий. Но несмотря на то, что это был кооперативный дом, он построен очень
      добротно. Его перекрытия прослужат еще лет двести. И цена квартиры в нем
      оказалась очень адекватной».

       

       

      Еще одним бонусом стала железная дорога под окнами. Пока
      она защищает этот район в центре Москвы от плотной современной застройки. Что
      касается самого дома, он вырос в первую советскую пятилетку и был
      экспериментальным. Нижние этажи занимали частные квартиры, верхние –
      общежитие.

       

       

      Николай Лызлов, архитектор:

       

      «Это самый высокий конструктивистский дом – в нем восемь этажей. Его
      конструктивизм передает и смелый привет классицизму: дом симметричный, с башней
      по центру. Он стоит на ветру между парком и железной дорогой и, подобно
      пароходу, приближается к большому городу. Вокруг него так и веет духом
      романтики, странствий и открытий».

       

      Архитектор Николай Лызлов был так впечатлен и домом, и его
      расположением, что согласился заняться преображением квартиры.

       

       

      Николай Лызлов, архитектор:

       

      «Квартира начинается со звонка, который установлен в доме и работает с
      1931 года. Первоначально он стоял на двери другой квартиры, где вели ремонт и
      решили его выбросить. Но мы спасли его в последний момент и вернули на
      место».

       

       

      Было решено сохранить в квартире все, что можно. Например,
      внутреннюю входную дверь. А утраченное – воспроизвести, чтобы обстановка
      квартиры соответствовала духу советского авангарда. И раз уж это жилье
      создавалось для людей с ограниченным доходом, договорились не использовать
      модные бренды, а сделать все лаконичным и простым.

       

       

      Ручки, петли, выключатели, светильники разыскивали по
      аукционам
      и барахолкам. Форму плинтуса изучали в квартирах
      соседей.

       

       

      Николай Лызлов, архитектор:

       

      «По проекту здесь был этаж общежития с коридорной системой, начинавшейся
      от окна и соединявшей весь этаж дома. Новый быт и архитектура дома неслучайны.
      Люди задумались о функции квартиры и жилого помещения. Каким оно должно быть
      для вида живого организма под названием «человек
      ».

       

       

      Человеку нужен свет и свежий воздух, поэтому на 75
      м2 появилось восемь окон. Глухие перегородки отсутствуют – закрыться
      можно только в гардеробной и в ванной.

       

       

      Ванная отделана белым кафелем: стерильно и рационально.
      Аутентичной сантехники, к сожалению, не нашлось. Оказывается, во время
      капитальных ремонтов рабочие зачастую разбивают старые чугунные ванны на
      металлолом.

       

       

      Николай Лызлов, архитектор:

       

      «Поэтому вся сантехника новая, практичная и недорогая. Так, унитаз с
      экзотическим расположением бачка представляет не попытку имитации чего бы то ни
      было, а оказался очень удобным, потому что сильно сокращает размер выноса, что
      очень важно для довольно тесного помещения ванной комнаты. Но ее размер
      определяется не ее физическими параметрами, а окном, за которым – целый мир:
      вся Москва и вся Россия».

       

       

      За стенкой санузла расположена кухня площадью 6
      м2, по которой можно изучать историю предметного дизайна.
      Удивительно, как много вещей, которыми мы пользуемся сейчас, были придуманы в
      эпоху авангарда.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Обычная современная кухня уходит корнями к кухне, которую в 1927 году
      придумала Маргарете Шютте-Лихоцки (нем. Margarete Schütte-Lihotzky) – немецкая
      домохозяйка-дизайнер. По ее мнению, кухня в первую очередь должна быть удобной
      и не занимать много места. Все предметы должны находиться на расстоянии
      вытянутой руки, а мойка, техника и система хранения должны быть встроенными. В
      нашей кухне, следуя принципам Маргарете, фасады гарнитура мы сделали
      раздвижными и установили ручки, которые также изобрела она».

       

       

      Шютте-Лихоцки выверяла расстояния до разных предметов на
      своей кухне с помощью секундомера. Говорила, что женщины загружены сверхмеры и
      если не сделать работу на кухне для них проще, это скажется на здоровье
      нации.

       

       

      Николай Лызлов, архитектор:

       

      «Чтобы отделить спальню, но не разрывать единство пространства, дверь
      сделали стеклянной. Так получилось сохранить память о коридоре общежития,
      который ориентирован на окно».

       

      Окна спальни выходят на две стороны. Летом солнце начинает
      светить в глаза ранним утром. Но с этим неудобством смирились лишь бы не
      закрывать превосходный вид шторами.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «В спальне находится оригинальная вещь из этой квартиры – лесенка. Без
      нее никак не обойтись – она крайне необходима, чтобы открывать форточки. И
      несмотря на ее вид, мы ее очень любим за особую ауру».

       

       

      Выступ под потолком – вентиляционный короб, который нельзя
      убрать. Он помешал установить обычную кровать – к ней было бы неудобно
      подходить. Решением стал подиум с матрасом и местами хранения.

       

      Для хранения вещей организовали и отдельную комнату.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Этого помещения раньше не было. Кладовку устроили, отгородив часть
      комнаты. Это оказалось очень удобно, поскольку в комнате негде поставить шкафы
      из-за большого числа окон. Интересно и то, что в кладовке удалось сохранить
      оригинальную стену дома, выкрашенную мутной краской, напоминающей скорее
      общественные учреждения, их коридоры или лестницы. Но именно так в доме были
      выкрашены стены комнат, и в этой обстановке жили люди».

       

      Рабочие, изрядно удивленные желанием Константина сохранить
      стену нетронутой, покрыли ее лаком, чтобы не пачкала.

       

       

      Через коридор проходим в гостиную. Если распахнуть легкие
      двери, она легко объединяется в одно пространство с кабинетом.

       

       

      Самым сложным делом во время ремонта оказалась реставрация
      окон.

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Окна были в жутком состоянии: рассохлись и облезли. Большинство,
      наверняка, не задумываясь поменяло бы их на стеклопакеты. Но мы ни разу не
      пожалели о силах, потраченных на то, чтобы найти мастера, который дал им вторую
      жизнь. Они очень красиво смотрятся на солнце и дают красивые тени. Окна
      приятно открывать. И своим оригинальным видом они очень хорошо подходят образу
      квартиры».

       

       

      Старые рамы сейчас приходится заклеивать на зиму. Зато
      летом не нужен кондиционер.

       

       

      Подбирая мебель и светильники, решили не останавливаться
      только на предметах советского дизайна. Модернистская мысль развивалась
      примерно в одном направлении и в одно время и в Советском Союзе, и в
      Нидерландах, и в Америке, и в Германии.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Люстру, сделанную по образцу баухауз, мы нашли в Германии. Мы привезли
      ее и оставили в рабочем кабинете, потому что в целом она соответствует духу
      эпохи, хотя ничего подобного и не могло быть в СССР»
      .

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Люстра в гостиной совершенно аутентична – она родом из этого дома. Ее
      выпросили у соседей, которые продавали свою квартиру, попутно выбрасывая старые
      вещи. Она стала центром гостиной – настоящая историческая вещь».

       

       

      Для пола выбрали узкие доски и сложный синий цвет.
      Турменскому ковру – несколько десятков лет. Он сохранился так хорошо, потому
      что прежние хозяева берегли его в сундуке.

       

       

      Еще одна южная нота в интерьере – большая пальма.

       

       

      Константин Гудков, хозяин квартиры:

       

      «Эту пальму я вырастил в детстве из семечка. Получилось, что она очень
      подходит для гостиной, потому что архитектура авангарда воспринимала себя
      именно южной. На крышах домов делали солярии, чтобы рабочие могли принимать
      солнечные ванны. Большая площадь остекления домов тоже сделана для того, чтобы
      в домах было больше солнца, хотя на деле это несло лишь холод внутрь помещений.
      Поэтому пальма стала своеобразным приветом из солнечной эпохи
      авангарда».

       

       

      Советский авангард оказался удивительно созвучен актуальной
      сегодня новой философии жизни, когда миллиардеры вместо фраков носят хлопковые
      футболки и считают, что суть – не в накоплении вещей, а в свободе, простоте и
      разумной организации пространства. В свете, воздухе и здоровье, которые
      конструктивисты пытались внести в жизнь каждого человека еще сто лет назад.

.