Без рубрики

Черная квартира от дизайнера Татьяна Смирновой

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Черная квартира

от архитектора Татьяны Смирновой

Темные тона, полумрак даже солнечным утром, китайские иероглифы, тайские башни… Если бы не индустриальный пейзаж за окном, догадаться, что это квартира в московской новостройке, было бы практически невозможно.

    •  

      Живет здесь семья из четырех человек. Папа (он только что
      уехал на работу), мама (она как раз готовит завтрак) и две дочки. Есть еще пара
      обитателей – чрезвычайно голосистая канарейка и флегматичная шиншилла. Кстати,
      ее клетка, украшенная сверчками и бабочками, сделана специально для этой
      квартиры. Собственно,
      с клеток начался и весь интерьер.  

       

       

      Инна, хозяйка квартиры:

       

      Лет пять назад, отдыхая в Греции, мы были в очень уютном дизайнерском ресторане с темным интерьером, красивыми клетками-люстрами, которые свисали на разных расстояниях от потолка, и смотрелось это очень уютно и эффектно. И я еще тогда подумала, что если буду делать себе квартиру, то это будет что-то похожее.

       

       

      И первое, что я сказала при встрече с архитектором: «У меня в квартире обязательно должен быть приглушенный латунный блеск, тонкие кованые элементы и темный интерьер».

       

       

      Темный интерьер для квартиры и без того далеко не светлой
      на 160 квадратных метров всего три окна и одна лоджия. К тому же было понятно,
      что придется опускать потолок под коммуникации для системы вентиляции и
      увлажнения воздуха.

       

       

      Плюс пресловутые клетки, плюс хозяйка хотела добавить
      азиатской экзотики. Задача поначалу поставила в тупик даже такого опытного
      архитектора, как
      Татьяна Смирнова. 

       

      Татьяна Смирнова: «Признаюсь честно – две недели я была
      в легком шоке. Инна об этом не знает и, может быть, узнает об этом только
      сейчас. Две недели я плохо спала, почти ничего не ела, потому что действительно
      не знала, как я справлюсь с этой задачей и что вообще нужно
      задействовать».

       

       

      Татьяна Смирнова: «И тогда я поняла, что квартиру можно
      сделать по аналогии с многослойной волшебной шкатулкой. Поэтому, несмотря на
      то, что квартира кажется очень и очень декоративной, все декораторские ходы
      здесь имеют совершенно четкий архитектурный смысл». 

       

       

      Прежде всего Татьяна решила размыть границы квартиры. Уже в
      прихожей приходится потратить какое-то время, чтобы осознать: за этими
      светящимися полотнами нет необъятного пространства. Просто использована
      старинная техника нанесения сусального золота, характерная для Юго-восточной
      Азии, затем на стекло нанесен рисунок и грамотно сделана подсветка. Потом ты
      понимаешь, что эта глянцевая рябь на стене – на самом деле фасад огромного
      шкафа.

       

       

      Татьяна Смирнова: «Мы придумали ромбовидный рисунок,
      который позволяет это пространство преломлять и отражать его не прямо, не
      буквально, а такими сложными отражениями».

       

       

      Ручки сделаны по эскизам автора и поддерживают тему Востока
      – их обвивают то ли витые шнурки, то ли змеи. Обманки продолжаются и в
      гостиной. Эта конструкция в китайском стиле с полками разной глубины похожа на
      легкую сдвижную перегородку, а на самом деле – стационарная библиотека.

       

      За вертикальными рейками где-то
      открываются
      подсвеченные деревянные панели, где-то квадратики
      сусального золота, и создается ощущение, что пространство продолжается вглубь.
      А история создания декоративного покрытия этих реек, напоминающего кожу питона,
      пересказывается как чудесная восточная сказка.

       

       

      Татьяна Смирнова: «В силу разности языка, поскольку
      мастер был итальянец, я никак не могла ему объяснить, что же имею в виду. Тогда
      я просто взяла его под руку и сказала: «Пойдемте в цех». Мы пришли в совершенно
      пустой цех, он взял краски и под моим руководством просто стал наносить
      какие-то слои. Мы смотрели, что получается, тут же что-то добавляли. Потом,
      взяв какой-то неожиданный краситель, мастер просто ошибся – он брызнул где-то
      сбоку, а в результате появился этот металлический отблеск чешуи. Краситель
      придал поверхности неожиданный эффект, так что мы добавили еще, потом где-то
      что-то подтерли… В результате мы выбежали с ним из цеха улыбающиеся, грязные и
      в краске, но мы были совершенно счастливы, а у нас в руках сверкал вот этот вот
      питон».

       

       

      Игры с фактурами и материалами продолжаются в кухонной
      зоне
      . Подстолье, барные стулья и фасады – деревянные, но, кажется,
      будто сделаны из листов гофрированного металла. Такая же отделка у книжного
      стеллажа напротив.

       

       

      В таком сложном, многослойном пространстве и потолок должен быть
      непростым
      . Центральная его часть сразу привлекает внимание. По
      периметру идет своеобразная рама, набранная из плашек трех сортов дерева,
      которые присутствуют в интерьере. А в середине собраны все фактуры,
      использованные в отделке квартиры – их около 20. За основу взяли картину
      абстракциониста Василия Кандинского. Причем ее копию официально заказали в
      нью-йоркском
      музее. Хозяевам не хотелось пиратских подделок, хотелось, чтобы по
      возможности все было настоящим. 

       

       

      По этой причине, кстати, оконные откосы и потолок над кухонной зоной
      покрыли золотой фольгой
      с мелкими темными точками.

       

      Татьяна Смирнова: «В России, в нашем климате вещи стареют, на мой
      взгляд, путем высыхания, растрескивания и откалывания от них каких-то частей. А
      если взять Юго-Восточную Азию, там влажно и там другой процесс старения. Оно
      скорее происходит путем прорастания каких-нибудь растений, выступания
      каких-нибудь влажных пятен и так далее».

       

       

      Татьяна Смирнова: «И все эти поверхности: и поверхности
      с золотыми квадратиками, и питон, и поверхности, которые мы придумали для
      отделки потолка и откосов на окнах, они все имитируют процесс влажного южного
      старения. И поэтому еще эта квартира кажется вам такой настоящей, такой оттуда,
      из того климата».

       

       

      Стены в этой квартире темные, но не однородные – рисунки
      разной сложности сменяют друг друга, в столовой зоне – одни, на лоджии –
      другие. Кстати, это маленькое пространство превратилось в мини-кабинет, мебель
      для него подобрали из Австралии в этническом
      стиле.   

       

       

      Татьяна Смирнова:

       

      И получилось так, что мы ее выбрали только из-за того, что она очень уютная и комфортная, плюс поддерживать тему реек. Вот когда мы сели в это кресло буквально в салоне, мы уже встать из него не могли – выбрали и увезли на склад. И потом в течение ремонта стали очень сомневаться, что эта мебель нам сюда подойдет, потому что такой этнический мотив немного спорит с нашим востоком. Но когда все это встало, оказалось, что мебель не просто подходит. Она еще и создает необыкновенный уют.

       

      Потолок здесь сильно опустили, за ним спрятаны различные
      коммуникации. Так что тонированные зеркальные полотна служат техническими
      люками и дополнительным аттракционом.

       

       

      Вторая дверь ведет с лоджии в хозяйскую спальню. Здесь нет
      полноценного окна. Проблема, которую хозяева проблемой совершенно не
      считают.

       

       

      Инна, хозяйка квартиры:

       

      Для многих это большой минус. Ну, до этого мы жили в квартире, и, честно говоря, 90% времени окно у нас было зашторено, и нам было очень уютно.

       

      Стена над кроватью отделана темными шкурами аргентинских
      коров
      . Противоположная – рейками, как в гостиной, и декоративным
      финишем с легкой патиной. На потолке – тот же рисунок, что и в гостиной.
      Спальня небольшая, ее площадью пожертвовали, чтобы устроить рядом вместительную
      гардеробную.

       

       

      Когда обе двери – в спальню и гардеробную –
      открыты, видна узорная дверца гардеробной дочерей в
      противоположной стороне квартиры. Справа от нее – санузел. Большая гордость
      Татьяны Смирновой.

       

       

      Татьяна Смирнова: «И, конечно, самым любимым
      пространством в этой квартире для меня является ванна хозяев, потому что я
      представляла себе, что это тропические джунгли, в которых сумрачно, влажно. Пол
      из лабрадорита изображает собой ручей, по которому течет вода, орхидея растет в
      полутени. Нам так и кажется, что по этим косичкам из травертина стекает
      какой-то горный водопадик».

       

       

      Под стеклянной панелью с просвечивающей орхидеей
      расположили биокамин. Струи воды из широкой лейки на потолке
      имитируют тропический дождь и смотрятся на фоне пламени особенно эффектно.
      Собственно туалет огражден небольшими воротцами с рисунком, повторяющим рисунок
      библиотеки.  

       

       

      Татьяна Смирнова: «Вообще, мне кажется, это самое
      волшебное помещение, которое я в своей жизни придумала. Мне очень-очень
      нравится эта ванна. И вообще, для меня лично оно стало осуществлением
      мечты».

       

       

      Видимо, в ответ на энтузиазм архитектора и хозяев
      арт-объекты
      для этой квартиры как будто собирались сами, выплывая из
      ниоткуда.

       

       

      Случайно в галерее обнаружилась эта картина, занимающая
      центральное место в кухне-гостиной. Выполнена в полузабытой китайской технике –
      шелк по шелку, стриженый шелк и роспись тушью. Она кажется продолжением комнаты
      – бонсая на подоконнике, реек на стенах и фактуры кухонных фасадов.

       

       

      Татьяна Смирнова:

       

      С этими картинами связана очень интересная история. Стояла задача вложить душу уже в готовый интерьер. Пройдясь по галерее, мы увидели торчащий золотой кусочек рамы. В раму был вставлен темный материал, и на нем яркая желтая, золотистая вышивка. Работники галереи посчитали, что эта старая вышивка нас не заинтересует. Однако мы попросили все-таки показать нам эти предметы. И когда нам показали эти работы, которых оказалось четыре, мы увидели панно со старой китайской вышивкой по черному шелку золотыми шелковыми нитями. Мы поняли, что они словно были сделаны для нашей квартиры благодаря и вертикальным направляющим, и потрясающему качеству работы, и даже положительному заряду энергии, который они в меня вкладывали. Так что через полчаса мы ушли из галереи с практически готовым интерьером. Я считаю, что это просто был подарок нам за долгие труды, поиски и метания в нашей работе над этой квартирой.

       

       

      Дочерям родители выделили две комнаты. Одна – рабочий
      кабинет, где можно принять друзей и сделать уроки. Старшая дочь Саша мечтает
      стать архитектором и часами готовится к поступлению в Московский Архитектурный
      институт. Работа над интерьером квартиры пришлась кстати – всегда можно
      проконсультироваться с профессионалом.

       

       

      Комната выдержана в общем стиле – черные стены со сложной
      отделкой, стеклянное панно с графичным рисунком. Правда, есть неожиданные для
      этой квартиры предметы – яркий красный диван  и светильники под названием
      «Амеба» – с большими светлыми плафонами.  

       

       

      Спальня расположилась по соседству, она небольшая, от входа
      кровать младшей Вики отделяет сетка на кронштейне. Отделка стен здесь такая же
      сложная, как и в других помещениях. Девочки в обсуждении интерьера не
      участвовали, но обеим он пришелся по душе. Саша даже слегка расстроилась, когда
      поверх черной финишной отделки мастера нанесли светлую патину.

       

       

      Александра, дочь хозяйки:

       

      Ну, вообще-то все, кому я рассказывала, что у нас будет черная квартира, черные стены, черные потолки, говорили, что из-за обилия черного получается одна черная дыра, и все пропадет, все провалится. Но за счет вот этой патины, за счет фактуры, наоборот, все не проваливается, а получается один большой объем, который мысленно расширяет пространство квартиры, пространство комнаты. Ну, не знаю, я всегда ношу только черные вещи, живу в черной квартире, и мне очень комфортно.

       

      Лучший вид из окна черной спальни открывается в
      темную пору суток
      . И закаты отсюда можно наблюдать просто
      сказочные…

       

       

      Эта квартира не перестает преподносить сюрпризы.
      Во-первых, в ней сложно уследить за временем, поэтому друзья стали приходить
      чаще и засиживаться дольше, чему хозяева только рады. А во-вторых, и для самих
      хозяев квартира постоянно открывается новыми гранями.

       

      Инна, хозяйка квартиры:

       

      Говорят, что квартира прекрасна, если ты в любой точке видишь какой-то необыкновенный вид: в коридоре, в проходе, прислонившись к стеночке – везде перед глазами должно быть красивое пространство. И каждый раз мы это пространство обнаруживаем.

       

       

      В зависимости от освещения, от смены сезонов, от захода солнца все преломляется – это количество зеркал, отражающих поверхностей, стекла дает такой необыкновенный эффект, которому не перестаешь удивляться. И буквально недавно, сидя на диване в гостиной, я обнаружила, что глядя на входную дверь, которая у нас облицована состаренным зеркалом, я вижу в нем отражение и балкона, и светильников, и красивые лаконичные икебаны, консоли… И просидев так минут 15, была поражена, потому что ни один нормальный человек не будет смотреть на свою входную дверь в течение 15 минут и получать от этого удовольствие. Это как медитация. Вот такие сюрпризы преподносит эта квартира, неожиданные для каждого человека. И вот прошел год, и я надеюсь, что так будет и дальше.

       

       

       

       

.