Без рубрики

На выставке советской мебели

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

На выставке советской мебели

с Александром Безвушко

Коллекционеры мебели в отчаянии: достойные внимания предметы советского быта сегодня еще более редки, чем те, что сделаны до революции. На выставке в Музее архитектуры собрали уникальные экземпляры, но это скорее исключения, лишь подчеркивающие правило.

    •  

      В 20−30−е годы прошлого века, когда в Европе как раз и
      зарождался промышленный мебельный дизайн, советские конструктивисты были заняты
      другими масштабными проектами. Строили дома для нового человека. Обедать он
      будет на фабрике-кухне, досуг проводить в клубе… – такая мелочь, как форма
      стула, просто не принималась во внимание.

       

       

      Иногда, правда, архитекторы получали госзаказы на мебель
      для общественных зданий. Или для жилья новой элиты, которое сами же и
      проектировали. Вот такие стулья, например, стояли в квартирах знаменитого Дома
      на набережной, построенном в 1931 году Борисом Иофаном.

       

       

      Александр Безвушко: «Перед нами прекрасный образец
      конструктивизма. Кресло, которое Борис Иофан создал для Дома на набережной.

      Это типичный, на мой взгляд, представитель стиля. Знаете, такая
      простая, понятная вещь, которая несет в себе чистую функцию. Очень красивая
      форма, минимум материалов и очень четкие линии.
      Очень стильная вещь, на
      мой взгляд».

       

       

      Повезло и жильцам дома-коммуны в Смоленске. Специально для
      их комнаты-клуба скульптор Игорь Крестовский разработал мебельный гарнитур
      «Хлеба коммунизма».

       

       

      Ни о каком массовом производстве не было и речи – все
      предметы выполнены вручную и в единственном экземпляре в артели «Ленинец».
      Самый примечательный из них – большой круглый стол.

       

      Александр Безвушко: «Казалось бы, простой круглый стол, но не так все просто… Во-первых, очень интересная деталь: его основание стоит на таких шестеренках, также, как у торшера. Это не сразу в глаза бросается, но такая вот примета времени: коллективизация, шестеренки и так далее…».

       

      Александр Безвушко: «Но вернемся к столу. Чем он интересен? За ним собирались, ставили вокруг стулья, и вот здесь, в центре, мы видим розетку. Сюда подключалось радио, ну и, собственно, товарищи сидели, слушали радио. Может быть, читали книги, которые лежали рядом в шкафу. То есть все эти вещи, они друг с другом очень хорошо сочетались и работали».

       

       

      Александр Безвушко: «И есть, на мой взгляд, очень
      интересные находки. Если мы посмотрим на торшер, в нем используется не один
      материал, а несколько: есть и фарфор, есть и массив дуба, и очень интересный
      плафон из плиссированной ткани очень сложного, приятного цвета…».

       

       

      Александр Безвушко: «На мебели очень много советской
      символики. Слава богу, мы ее в своем проекте не использовали, но здесь она
      обильно представлена».

       

      Александр Безвушко: «Вот эта на первый взгляд подставка для лампы является флагштоком. Туда вставлялся флаг и, собственно, получался некий красный уголок».

       

       

      Александр Безвушко: «А это один из моих любимых экспонатов
      выставки – кресло работы Николая Лансере. Оно было создано в 37−м году для
      музея В. И. Ленина в Ленинграде. На мой взгляд, это уже некий мостик между
      конструктивизмом и каким-то следующим стилем. Можно сказать,
      постконструктивизмом, или, как его еще называют, советским ар-деко…
       Простая форма, такая круглая, приятная линия спинки. Мне это очень
      симпатично, поскольку в своем проекте я тоже использовал такие плавные формы.
      Но самое примечательное, что Николай Лансере создавал это кресло, уже попав под
      репрессии, то есть были некие мастерские, которые по заказу ГПУ делали мебель,
      и человек фактически в неволе создавал такую красоту».

       

       

      Еще одно произведение Николая Лансере – стол для заседаний,
      стоявший в одном из кабинетов Смольного. С массивной столешницей из
      полированного дерева, четкой геометрией форм и внушительным подстольем. Два
      ряда фигурных ножек напоминают колонны какого-то монументального здания.
      Потомственный художник, член объединения «Мир искусства», Лансере и в шарашке
      продолжал создавать образцы красоты и гармонии…

       

       

      А к концу 40−ых балом стал править совсем другой стиль
      сталинский ампир. Помпезный и иногда даже курьезный – чего только стоит
      сочетание лиры с серпом и молотом в декоре этого комплекта, подаренного Михаилу
      Калинину артистами театра оперы и
      балета.     

       

      Александр Безвушко: «Радиола – некий символ эпохи, технического прогресса. Но опять же мы видим советскую символику – да, без нее никуда».

       

       

      Александр Безвушко: «На первый взгляд, кресло – типичный
      предмет в стиле ампир, но у него есть один очень интересный фокус. Кстати
      говоря, этот механизм трансформации придумали в XVIII веке англичане. Конечно,
      очевидно, что это кресло должно было стоять в библиотеке. При необходимости его
      можно было разложить и добраться до верхних полок».

       

       

      Александр Безвушко: «В моем проекте тоже есть очень
      интересный предмет-трансформер. Давайте посмотрим!».

       

       

.