Без рубрики

Карамельная квартира в доходном доме Эрнста Нирнзее

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Карамельная квартира

в доходном доме Эрнста Нирнзее

Сегодня этот дом едва разглядишь за окружающей застройкой, а сто лет назад его почтительно именовали тучерезом. Девять этажей плюс надстройка – жилых зданий такого размера Москва еще не знала. На плоской крыше дома располагались сад, столовая и место для прогулок.

    •  

      Фасад с приметами разных стилей – тут и неоклассицизм, и
      модерн. Со двора же дом выглядит как творение конструктивистов. Придумал его и
      возвел в 1913 году архитектор Эрнст Нирнзее. Он решил построить доходный дом
      для людей со скромным достатком – на маленьком клочке земли поместилось большое
      количество квартир площадью от 28 до 57 квадратных метров.

       

       

      Пожарные протестовали: говорили, что при такой высоте – в
      районе 40 метров – нельзя обеспечить тушение огня. Мистики сплетничали про
      глаза дьявола на крыше и потусторонние голоса, сводящие с ума жильцов. Но
      московскую богему до революции и ответственных советских работников после нее
      сплетни не волновали. Ведь дом был оборудован центральным водяным
      отоплением, в нем была своя телефонная подстанция и театр.

       

       

      Интерес к тучерезу был так велик, что вечерами его
      подъезды заполняли любопытствующие. За 20 копеек они могли прокатиться в
      новейших электрических лифтах.

       

       

      Марина Брагинская: «Это историческое ограждение лифта, почти полностью сохранившееся. Внутри сам лифт, естественноm. уже современный. До революции, ну и в первые годы после революции внутри были отделанные деревом лифтовые кабины с бронзовыми переключателями этажей. Конечно, все было очень интересно. Жаль, что мы не можем этим полюбоваться сейчас».

       

       

      Дизайнер Марина Брагинская считает большой
      удачей
      , что ей довелось поработать в таком доме. Более того, в
      квартире, которой удалось избежала кардинальной реконструкции. Такой, какой ее
      задумал сам Нирнзее. Площадь 48 квадратных метров. Потолки – почти
      четыре.  

       

       

      Хозяйка Анастасия Мальцева – выпускница Высшей школы
      экономики, работает стилистом. Подбирает гардероб состоятельным клиенткам.
      Своих нарядов тоже немало. Нирнзее, строивший жилье для одиноких чиновников, на
      такое количество туфель, курток и пальто явно не рассчитывал. Хотя нечто
      подобное он, кажется, предвидел.

       

       

      Марина Брагинская: «Пространство в малогабаритных
      квартирах дома Нирнзее было организовано очень практично. Один из очень
      интересных элементов, который сохранился, это потайная лестница. Над квартирой
      располагаются большие антресоли. Использовались они для хранения вещей, а также
      для проживания персонала. Вот такая конструкция. Мы с Настей хотим привести ее
      в порядок, но пока не решили, как именно. Не хочется испортить. Вот здесь
      расположены антресоли над кухней и санузлом. Просторное помещение с невысоким
      потолком, но туда помещается масса всего».

       

       

      Сейчас на антресолях хранится львиная доля Настиного
      гардероба и бытовые мелочи. Под антресолями – ванная с туалетом и миникухня.
      Нирнзее планировал только санузел и нишу для плиты. Жильцам предлагалось
      обедать в столовой на крыше. Поэтому здание называли еще «домом
      холостяков».

       

       

      Настя и Марина решили максимально сохранить исторические
      элементы
      . Обои остались от прежних владельцев – они напоминают
      дореволюционные. Старый паркет отциклевали, а деревянные элементы на стенах
      затонировали в цвет топленого молока.

       

       

      Марина  Брагинская: «Что-то пришлось немножко
      реставрировать. И, конечно же, следы времени есть. До сих пор видны некоторые
      трещины. Но тут, к сожалению, ничего не поделаешь, потому что понятно, что
      элементы деревянные, люди делают ремонты, сносят перегородки, заново их
      выстраивают, меняется нагрузка на перекрытия. И конечно, на деревянных
      элементах это сказывается не лучшим образом. Потому что и колонны, вот эти
      стойки, они тоже деревянные, и декоративные элементы, вот эта вот балочная
      система, тоже из дерева».

       

       

      Даже громоздкую чугунную батарею, и ту Марина оставила на
      своем месте – в красном углу.  

       

      Марина  Брагинская: «На самом деле эта батарея
      появилась еще во времена постройки дома. В здании было паровое
      отопление, новинка того времени. И, видите, батарея очень правильной
      формы, она выполнена из чугуна. Абсолютно практичный материал, хорошая
      обтекаемая форма. Очень эффектно смотрится».

       

       

      Брутальный радиатор оттенили культовым предметом дизайна XX
      века
      – креслом-качалкой дизайнеров
      Чарльза и Рей Имзов. На голубом пластике – подушка в
      вязаной крючком наволочке. Таких умильных деталей в комнате немало – клюква в
      сахаре, заполняющая стеклянные вазы – тоже часть декора.

       

       

      И велосипед, без которого трудно обойтись в центре Москвы
      из-за пробок, смотрится органично: нежноголубой с ручками и сиденьем из
      винтажной кожи. Настольные лампы, стоявшие в демонтированной гостинице
      «Россия», теперь соседствуют с выходными туфельками на комоде.

       

       

      Даже зефирное платье модного дома висит не в
      шкафу
      , а на самом видном месте. Ручная работа, французское кружево –
      отличный предмет декора.  

       

      Винтажная мебель – мечта советского человека. Витрина и
      комод румынского производства переехали с Настей в Москву из Новосибирска,
      откуда она родом.

       

       

      Марина  Брагинская: «Мне нравятся вот эти латунные
      вставки на фасадах. Сейчас латунь, золото очень актуальны. К тому же мебель на
      высоких легких ножках опять же с металлической отделкой, что позволяет оторвать
      ее от пола и дать ощущение воздуха. Чем больше пола мы видим, тем больше
      кажется пространство».

       

       

      Витрина с задней зеркальной стенкой тоже визуально увеличивает
      пространство
      . Зеркал здесь много. Настя как раз выпустила свою
      коллекцию одежды, сюда заглядывают клиентки – а так удобнее примерять
      наряды.

       

       

      В этих круглых картонных коробках хранятся шляпы,
      которые хозяйка скупает в модных магазинах и на блошиных рынках. 

       

      Анастасия Мальцева: «В общем, шляп у меня великое множество. И также мне очень нравится, как, собственно, шляпные коробки смотрятся в интерьере. Я вообще люблю черно-белую гамму и считаю, что она самая лаконичная и прекрасная. А в моем очень, иногда даже чересчур ярком интерьере черно-белые элементы придают необходимую стройность. К тому же эти коробки можно использовать как кофейный столик, на них ставится поднос, он прям идеально подходит, и можно принимать гостей».

       

       

      Приторность интерьера сбавляет и коллекция
      черно-белых фоторабот
      Дмитрия Провоторова. Их подобрала
      Марина.  

       

       

      Анастасия Мальцева: «А здесь моя спальня. В принципе
      изначально у Нирнзее тут тоже располагались спальни. Так называемый альков, в
      котором стояла кровать, поэтому, собственно, мы соблюли все исторические
      ценности, традиции. А вот волшебное место, потайное для любой девушки. Это
      шкаф».

       

       

      И в потайном шкафу, и просто за плотными
      шторами – вешалки с самым необходимым – платьями и юбками на все
      случаи жизни. Тесновато, но…

       

      Анастасия Мальцева: «Это все не важно, потому что
      действительно вот эти вот крыши, они завораживают. Какое-то всегда
      фантастическое небо, фантастические закаты и рассветы. И на самом деле
      действительно можно сидеть на диване или ну на кресле напротив окна, смотреть
      на это и в принципе больше ничего не делать очень долгое время. Это прямо такой
      вид медитации».

       

       

      Городской пейзаж со дня постройки дома изменился
      кардинально
      , но и сто лет назад он поражал воображение. У этих окон
      стояли Маяковский, Таиров, Ходасевич, Булгаков.

       

       

      Жаль, что об обитателях дома известно больше, чем о его
      создателе. От Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее не осталось даже фотографии.
      Неизвестно, как он жил после революции. По одной легенде – покончил с собой,
      бросившись в лестничный пролет этого дома – версия маловероятная, если учесть
      конструкцию лестницы. По другой – будто бы человек с похожей фамилией всплывал
      в Америке в связи со строительством  небоскребов. Версия куда более
      достойная человека, который возвел в Москве десятки уникальных домов и
      предвосхитил постройки конструктивистов.

       

       

       

       

       

       

       

.