Без рубрики

Марио Маццер и его ручки

  • Мастер-класс
    |
  • В гостях

Марио Маццер

и его ручки

Известный архитектор Марио Маццер об архитектуре Венеции и ценности деталей в итальянском дизайне, где даже дверная ручка может нести особое значение.


    • Большой канал, Дворец Дожей, площадь Сан-Марко
      – такую Венецию видели
      многие. Но чтобы понять, прочувствовать и вдохновиться, нужны другие маршруты и
      настоящие венецианцы в качестве проводников. Архитектор и дизайнер Марио Маццер
      в этой роли чувствует себя всегда, как рыба в воде:

      «В этом городе повсюду – идеи и образы. Нужно лишь
      остановиться и внимательно присмотреться. Например, гондолы – плавали, знаете.
      Но обратите внимание на, казалось бы, незначительную деталь – уключину,
      форколу. Благодаря ее удивительной форме весло способно принять восемь разных
      положений. Именно с их помощью гондольер так ловко маневрирует даже в самом
      узком канале. Гениальное сочетание формы и функции! Кстати, теперь форкола –
      экспонат музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Думаю, не будь ее – не существовал бы и
      город, который мы все знаем и любим».

       

      Внимание к деталям – фирменный стиль и особая
      страсть Марио. Венеция в этом смысле расслабиться не даст никогда.
       

      В Венеции практически нет перспективы: находясь в конце улицы, почти никогда не увидишь, где она начинается. Зато можно бесконечно рассматривать окна, уличные фонари, ограждения мостов, двери. И заодно изучать характер города и его жителей. Часто встречаются дверные ручки с человеческими головами. Человечки, заметьте, разные, и меджу ними идет диалог: один говорит – другой отвечает. Это очень эмоционально! И венецианцы именно такие – темпераментные и ироничные по своей натуре.

       

      «Венецианские стены замечательны по
      своей фактуре. Время подчеркнуло их стиль, и, как ни странно, сделало очень
      современными. Именно этого эффекта добиваются архитекторы сегодня. И я не
      исключение. В моей студии можно увидеть похожие.»

       

       

      Свою студию Марио Маццер организовал в
      соседнем городке Конельяно. Для переосмысления бурных венецианских впечатлений
      место что надо: тихие средневековые улочки, строгий классический особняк XVIII
      века и мастерская-келья под самой его крышей. Интерьер-фон, как называет его
      сам хозяин: только четкие линии, нейтральные оттенки, натуральные материалы в
      отделке и почти полное отсутствие естественного освещения.

       

       

      «Несложно заметить, что я приверженец минимализма. И
      лучше всего мне работается именно в таких замкнутых пространствах без лишнего
      цвета и света, где
      ничто не отвлекает от творчества. Ведь искусство
      требует сосредоточенности и интимности. А настроение задают детали».

       

       

      Детали – как раз и есть плоды творчества
      Марио и его коллег. На самом видном месте – плетеное кресло, которое было
      сделано для одного из некоммерческих дизайнерских конкурсов:

       

      «Нам предложили пофантазировать на тему плетеной мебели.
      Мое кресло я назвал «Великое возвращение». И речь идет, конечно же, о
      возвращении человека в материнское лоно, где ему было легко, комфортно и
      безопасно. Такая вот идея. Присев сюда, вы поймете, как это работает. И дело
      тут не только в форме, но и в отделке. Звездное небо как будто предлагает
      расслабиться, забыть о сущем и подумать о вечном. Подобное состояние можно
      прочувствовать в капелле Дель-Арена в Падуе, там фрески Джотто. Они тоже
      вдохновили меня на эту работу».

       

      Кресло снискало большой успех, но в серию так и не пошло. Осталось единственным в своем роде предметом искусства. А яркая и немного детская пластиковая вешалка – дерево для одежды, которая так и называется – Tree, –изначально создавалась на поток и уже почти 10 лет пользуется неизменной коммерческой популярностью. Как и все стулья, которых в арсенале у дизайнера уже около полусотни. Но Марио все еще в поиске новых форм.

       

       

      «По этим двум стульям можно проследить эволюцию. Стул
      «Рита» –
       модель из 90−х годов прошлого века. Она была по-своему
      революционной, так как у нее всего 2 ножки, и сиденье опирается только на них.
      Если представить себе даму в длинной юбке, которая садится на этот стул, то
      ножки словно исчезают, и дама «парит» в воздухе. Таков был первоначальный
      образ».

       

       

      «Другая история – стул для молодежных баров, который
      скоро запустят в производство. У молодых отношение к вещам очень легкое.
      Поэтому я делал стул с оглядкой на такой стиль поведения. На него можно сесть
      обычным образом, а можно верхом. Для этого предусмотрено приятное дополнение –
      импровизированная барная стойка. Деталь небольшая, но полностью меняет суть
      предмета».

       

       

      Продуманность до мелочей касается не только
      мебели
      , но и крупных объектов. Все в них – от архитектурного облика и
      до дизайна дверной ручки – Марио, как правило, проектирует сам.

       

      Именно мелочи создают общую картинку и демонстрируют стиль. В данном случае уместно сравнение с женскими аксессуарами в моде. Ведь часто мы смотрим не на саму одежду, а на сумочку, шейный платок или туфли. В архитектуре и интерьерах тоже самое. Однажды я не смог найти подходящих ручек для одного дома, поэтому просто взял и придумал их.

       

       

      Да так увлекся, что теперь в работе у Марио уже целая
      линейка ручек.

       

      «Ручки – это прекрасный повод для творчества. Размер,
      конечно, ограничивает, но в этом и интерес. Например, в этом прототипе
      воплощена чистая форма без отделки. Заказчик, компания
      Morelli,
      поставила задачу сделать модель одновременно и минималистскую, и роскошную. Я
      немного наклонил поверхность, и в результате свет, который на нее падает, дает
      яркий блик на уровне глаз того, кто берется за ручку. Еще я решил усилить
      эффект полоской блестящих кристаллов: минимализм и роскошь в одном
      флаконе!
      ».

       

       

      Сегодня тема дверных ручек – на пике моды
      у дизайнеров. В шоу-руме у Луиджи Биголони, хозяина фабрики по их производству,
      есть целая доска почета с великим Этторе Соттсассом, молодыми начинающими
      дизайнерами и Марио Маццером посередине.

       

       

      «Вот и ручка, прототип которой я вам показывал, во всей
      красе: наклон плоскости и замечательные кристаллы. Это доказывает, что роскошь
      не всегда сродни плохому вкусу, в сфере люксовых предметов встречаются вещи с
      дизайном и уникальной линией. Небольшой акцент – и очень простой предмет в
      мгновение ока переходит в разряд люксовых. Нужен всего лишь образ,
      идея».

       

       

      «Идеи носятся в воздухе, надо только внимательно
      смотреть по сторонам. Эта ручка, разработанная также для
      Morelli,
      родилась из образа дождя. Как будто прошел дождь, падающие капли отражаются в
      глади воды и как будто раздваиваются. Все очень просто. Весь мир – энергия, а
      главный источник всех идей – сама жизнь
      ».

.