-
Мастер-класс
| - В гостях
На выставке советской мебели
с Александром Безвушко
Коллекционеры мебели в отчаянии: достойные внимания предметы советского быта сегодня еще более редки, чем те, что сделаны до революции. На выставке в Музее архитектуры собрали уникальные экземпляры, но это скорее исключения, лишь подчеркивающие правило.
-
-
В 20−30−е годы прошлого века, когда в Европе как раз и
зарождался промышленный мебельный дизайн, советские конструктивисты были заняты
другими масштабными проектами. Строили дома для нового человека. Обедать он
будетна фабрике-кухне, досуг проводить в клубе… – такая мелочь, как форма
стула, просто не принималась во внимание.Иногда, правда, архитекторы получали госзаказы на мебель
для общественных зданий. Или для жилья новой элиты, которое сами же и
проектировали. Вот такие стулья, например, стояли в квартирах знаменитого Дома
на набережной, построенном в 1931 году Борисом Иофаном.Александр Безвушко: «Перед нами прекрасный образец
конструктивизма. Кресло, которое Борис Иофан создал для Дома на набережной.
Это типичный, на мой взгляд, представитель стиля. Знаете, такая
простая, понятная вещь, которая несет в себе чистую функцию. Очень красивая
форма, минимум материалов и очень четкие линии. Очень стильная вещь, на
мой взгляд».Повезло и жильцам
дома-коммуны в Смоленске. Специально для
их комнаты-клуба скульптор Игорь Крестовский разработал мебельный гарнитур
«Хлеба коммунизма».Ни о каком массовом производстве не было и речи – все
предметы выполнены вручную и в единственном экземпляре в артели «Ленинец».
Самый примечательный из них – большой круглый стол.Александр Безвушко: «Казалось бы, простой круглый стол, но не так все просто…
Во-первых, очень интересная деталь: его основание стоит на таких шестеренках, также, как у торшера. Это не сразу в глаза бросается, но такая вот примета времени: коллективизация, шестеренки и так далее…».Александр Безвушко: «Но вернемся к столу. Чем он интересен? За ним собирались, ставили вокруг стулья, и вот здесь, в центре, мы видим розетку. Сюда подключалось радио, ну и, собственно, товарищи сидели, слушали радио. Может быть, читали книги, которые лежали рядом в шкафу. То есть все эти вещи, они друг с другом очень хорошо сочетались и работали».
Александр Безвушко: «И есть, на мой взгляд, очень
интересные находки. Если мы посмотрим на торшер, в нем используется не один
материал, а несколько: есть и фарфор, есть и массив дуба, и очень интересный
плафон из плиссированной ткани очень сложного, приятного цвета…».Александр Безвушко: «На мебели очень много советской
символики. Слава богу, мы ее в своем проекте не использовали, но здесь она
обильно представлена».Александр Безвушко: «Вот эта на первый взгляд подставка для лампы является флагштоком. Туда вставлялся флаг и, собственно, получался некий красный уголок».
Александр Безвушко: «А это один из моих любимых экспонатов
выставки – кресло работы Николая Лансере. Оно было создано в 37−м году для
музея В. И. Ленина в Ленинграде. На мой взгляд, это уже некий мостик между
конструктивизмоми каким-то следующим стилем. Можно сказать,
постконструктивизмом, или, как его еще называют, советскимар-деко…
Простая форма, такая круглая, приятная линия спинки. Мне это очень
симпатично, поскольку в своем проекте я тоже использовал такие плавные формы.
Но самое примечательное, что Николай Лансере создавал это кресло, уже попав под
репрессии, то есть были некие мастерские, которые по заказу ГПУ делали мебель,
и человек фактически в неволе создавал такую красоту».Еще одно произведение Николая Лансере – стол для заседаний,
стоявший в одном из кабинетов Смольного. С массивной столешницей из
полированного дерева, четкой геометрией форм и внушительным подстольем. Два
ряда фигурных ножек напоминают колонныкакого-то монументального здания.
Потомственный художник, член объединения «Мир искусства», Лансере и в шарашке
продолжал создавать образцы красоты и гармонии…А к концу 40−ых балом стал править совсем другой стиль –
сталинский ампир. Помпезный и иногда даже курьезный – чего только стоит
сочетание лиры с серпом и молотом в декоре этого комплекта, подаренного Михаилу
Калинину артистами театра оперы и
балета.Александр Безвушко: «Радиола – некий символ эпохи, технического прогресса. Но опять же мы видим советскую символику – да, без нее никуда».
Александр Безвушко: «На первый взгляд, кресло – типичный
предмет в стиле ампир, но у него есть один очень интересный фокус. Кстати
говоря, этот механизм трансформации придумали в XVIII веке англичане. Конечно,
очевидно, что это кресло должно было стоять в библиотеке. При необходимости его
можно было разложить и добраться до верхних полок».Александр Безвушко: «В моем проекте тоже есть очень
интересныйпредмет-трансформер. Давайте посмотрим!».
-