-
Мастер-класс
| - В гостях
Марио Маццер
и его ручки
Известный архитектор Марио Маццер об архитектуре Венеции и ценности деталей в итальянском дизайне, где даже дверная ручка может нести особое значение.
-
-
Большой канал, Дворец Дожей, площадьСан-Марко – такую Венецию видели
многие. Но чтобы понять, прочувствовать и вдохновиться, нужны другие маршруты и
настоящие венецианцы в качестве проводников. Архитектор и дизайнер Марио Маццер
в этой роли чувствует себя всегда, как рыба в воде:«В этом городе повсюду – идеи и образы. Нужно лишь
остановиться и внимательно присмотреться. Например, гондолы – плавали, знаете.
Но обратите внимание на, казалось бы, незначительную деталь – уключину,
форколу. Благодаря ее удивительной форме весло способно принять восемь разных
положений. Именно с их помощью гондольер так ловко маневрирует даже в самом
узком канале. Гениальное сочетание формы и функции! Кстати, теперь форкола –
экспонат музея Гуггенхаймав Нью-Йорке. Думаю, не будь ее – не существовал бы и
город, который мы все знаем и любим».Внимание к деталям – фирменный стиль и особая
страсть Марио. Венеция в этом смысле расслабиться не даст никогда.
В Венеции практически нет перспективы: находясь в конце улицы, почти никогда не увидишь, где она начинается. Зато можно бесконечно рассматривать окна, уличные фонари, ограждения мостов, двери. И заодно изучать характер города и его жителей. Часто встречаются дверные ручки с человеческими головами. Человечки, заметьте, разные, и меджу ними идет диалог: один говорит – другой отвечает. Это очень эмоционально! И венецианцы именно такие – темпераментные и ироничные по своей натуре.
«Венецианские стены замечательны по
своей фактуре. Время подчеркнуло их стиль, и, как ни странно, сделало очень
современными. Именно этого эффекта добиваются архитекторы сегодня. И я не
исключение. В моей студии можно увидеть похожие.»Свою студию Марио Маццер организовал в
соседнем городке Конельяно. Для переосмысления бурных венецианских впечатлений
место что надо: тихие средневековые улочки, строгий классический особняк XVIII
векаи мастерская-келья под самой его крышей.Интерьер-фон, как называет его
сам хозяин: только четкие линии, нейтральные оттенки, натуральные материалы в
отделке и почти полное отсутствие естественного освещения.«Несложно заметить, что я приверженец минимализма. И
лучше всего мне работается именно в таких замкнутых пространствах без лишнего
цвета и света, где ничто не отвлекает от творчества. Ведь искусство
требует сосредоточенности и интимности. А настроение задают детали».Детали – как раз и есть плоды творчества
Марио и его коллег. На самом видном месте – плетеное кресло, которое было
сделано для одного из некоммерческих дизайнерских конкурсов:«Нам предложили пофантазировать на тему плетеной мебели.
Мое кресло я назвал «Великое возвращение». И речь идет, конечно же, о
возвращении человека в материнское лоно, где ему было легко, комфортно и
безопасно. Такая вот идея. Присев сюда, вы поймете, как это работает. И дело
тут не только в форме, но и в отделке. Звездное небо как будто предлагает
расслабиться, забыть о сущем и подумать о вечном. Подобное состояние можно
прочувствовать в капеллеДель-Арена в Падуе, там фрески Джотто. Они тоже
вдохновили меня на эту работу».Кресло снискало большой успех, но в серию так и не пошло. Осталось единственным в своем роде предметом искусства. А яркая и немного детская пластиковая вешалка – дерево для одежды, которая так и называется – Tree, –изначально создавалась на поток и уже почти 10 лет пользуется неизменной коммерческой популярностью. Как и все стулья, которых в арсенале у дизайнера уже около полусотни. Но Марио все еще в поиске новых форм.
«По этим двум стульям можно проследить эволюцию. Стул
«Рита» – модель из 90−х годов прошлого века. Она былапо-своему
революционной, так как у нее всего 2 ножки, и сиденье опирается только на них.
Если представить себе даму в длинной юбке, которая садится на этот стул, то
ножки словно исчезают, и дама «парит» в воздухе. Таков был первоначальный
образ».«Другая история – стул для молодежных баров, который
скоро запустят в производство. У молодых отношение к вещам очень легкое.
Поэтому я делал стул с оглядкой на такой стиль поведения. На него можно сесть
обычным образом, а можно верхом. Для этого предусмотрено приятное дополнение –
импровизированная барная стойка. Деталь небольшая, но полностью меняет суть
предмета».Продуманность до мелочей касается не только
мебели, но и крупных объектов. Все в них – от архитектурного облика и
до дизайна дверной ручки – Марио, как правило, проектирует сам.Именно мелочи создают общую картинку и демонстрируют стиль. В данном случае уместно сравнение с женскими аксессуарами в моде. Ведь часто мы смотрим не на саму одежду, а на сумочку, шейный платок или туфли. В архитектуре и интерьерах тоже самое. Однажды я не смог найти подходящих ручек для одного дома, поэтому просто взял и придумал их.
Да так увлекся, что теперь в работе у Марио уже целая
линейка ручек.«Ручки – это прекрасный повод для творчества. Размер,
конечно, ограничивает, но в этом и интерес. Например, в этом прототипе
воплощена чистая форма без отделки. Заказчик, компания Morelli,
поставила задачу сделать модель одновременно и минималистскую, и роскошную. Я
немного наклонил поверхность, и в результате свет, который на нее падает, дает
яркий блик на уровне глаз того, кто берется за ручку. Еще я решил усилить
эффект полоской блестящих кристаллов: минимализм и роскошь в одном
флаконе!».Сегодня тема дверных ручек – на пике моды
у дизайнеров.В шоу-руме у Луиджи Биголони, хозяина фабрики по их производству,
есть целая доска почета с великим Этторе Соттсассом, молодыми начинающими
дизайнерами и Марио Маццером посередине.«Вот и ручка, прототип которой я вам показывал, во всей
красе: наклон плоскости и замечательные кристаллы. Это доказывает, что роскошь
не всегда сродни плохому вкусу, в сфере люксовых предметов встречаются вещи с
дизайном и уникальной линией. Небольшой акцент – и очень простой предмет в
мгновение ока переходит в разряд люксовых. Нужен всего лишь образ,
идея».«Идеи носятся в воздухе, надо только внимательно
смотреть по сторонам. Эта ручка, разработанная также для Morelli,
родилась из образа дождя. Как будто прошел дождь, падающие капли отражаются в
глади воды и как будто раздваиваются. Все очень просто. Весь мир – энергия, а
главный источник всех идей – сама жизнь».
-